суббота, 11 февраля 2017 г.

Деепричастия. Образование.


Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.
Деепричастия 1Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.
1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.
Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.
Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами для стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.
Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголовсыпать – сыпля (допускается – сыпя), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.
Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.
К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жать (руку), пить, жать (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.
От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша). Форма чеша не является грамматически правильной.
Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.
От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.
Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.
Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.deeprichastija 2
2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.
Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись).
В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса  при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.
В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.
3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.
Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом  вместо правильной формы положив с суффиксом .
Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов. В некоторых фразеологизмах мы можем  встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голову» или «положив руку на сердце».
Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то).
4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.
Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект, но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.
Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.
Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)
Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)
Деепричастия 1Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)
Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)
Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)
Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.
Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Комментариев нет:

Отправить комментарий