четверг, 20 июня 2013 г.

Словосочетание

                       
смотри уроки с конспектом и тестами
Видеоуроки № 5, № 6       
Конспекты к данным урока (тесты и тренажеры, таблицы) Презентация  
  Интерактивное задание ( виды словосочетаний 1 и 2)
Задания . Тесты  Дополнительный материал
Все о словосочетании.

Словосочетание — это одна из единиц, из которых строится предложение. Но словосочетание само возникает как результат соединения двух или более слов. Словосочетание, таким образом, — это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его лексико-грамматические свойства.
       1.В учебнике для 8 класса в соответствии с теорией академиков А. А. Шахматова, В. В. Виноградова словосочетанием признается объединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи.
      Возможно иное понимание словосочетания как синтаксической единицы. Например, в учебном комплексе профессора В. В. Бабайцевой к словосочетаниям отнесены сочинительные ряды слов (день и ночь; умный, но резкий). Однако принятое в нашем учебнике понимание словосочетаний позволяет подчеркнуть их номинативную функцию, выявить лексико-грамматические особенности сочетающихся слов и подготовить учащихся к изучению других единиц, например членов предложения.
      2. Словосочетание, как и слово, — единица номинативная, то есть называет предметыи признаки.    В отличие от слова, словосочетание называет предметы, действия и признаки более конкретно, расчлененно (предмет и его признак — новая школа, действие и место его осуществления — работает на заводе, признак и область его проявления — богатый талантами).
      Понимание номинативной функции словосочетания важно для ученика: оно помогает осмыслить и выделить в словосочетании главное слово. Например, в словосочетании типа новая школа, где формы главного и зависимого слов совпадают, главное слово выделяется по смыслу, по номинативной функции словосочетания. Главным является слово школа. Ответив на вопрос «Что называет словосочетание новая школа?», мы определим главное слово.
      3. Словосочетание как синтаксическая единица обладает тремя необходимыми признаками:
      1) компоненты словосочетания — только самостоятельные части речи;
      2) один из компонентов зависит от другого;
      3) словосочетание имеет систему форм — парадигму, образованную формами главного слова. Потому в словосочетании выделяется его начальная форма, образованная начальной формой главного слова.
      Не любое сочетание слов имеет эти три признака, следовательно, не любое сочетание можно считать словосочетанием. Так, из сочетаний новый ученик, работает во время каникул, во время каникул, работает и учится, ученик читает только два первых являются словосочетаниями, то есть имеют все три признака. Сочетание во время каникул не имеет первого признака (во время — предлог, то есть служебная часть речи), сочетание работает и учится — второго, сочетание ученик читает —третьего.
      Опираясь на третий признак, мы можем объяснить, почему сочетание подлежащего и сказуемого, то есть грамматическая основа предложения, не признается словосочетанием. Как известно, в сочетании подлежащего со сказуемым грамматически главным словом является подлежащее (в нашем примере — ученик). Если перед нами словосочетание, то главное слово в нем может стоять в любой из своих форм, образуя парадигму словосочетания. Однако изменить падежную форму слова ученикв сочетании ученик читает невозможно. Следовательно, это сочетание не является словосочетанием, как и любое сочетание «подлежащее + сказуемое».
      4. Словосочетание как грамматическая единица имеет грамматическую форму и грамматическое значение. Грамматическая форма словосочетания — это его строение, схема. Схему словосочетания составляют части речи — компоненты словосочетания. Схема словосочетания может быть более или менее конкретной.  Более конкретная схема включает указание на те формы зависимого слова, которые изменить в данном словосочетании нельзя: работает на заводе — «глаг. + предлог + сущ. в предл. п.»; богатый талантами — «прил. + сущ. в тв. п. без предлога». Существительные в первом и втором словосочетаниях выражают свою зависимость от главного слова формой падежа, которая в парадигме не изменяется. Форма главного слова в схеме не указывается, поскольку главное слово может употребляться в любой из своих форм, образуя систему форм словосочетания (парадигму): новая школа, новой школы, новой школе и т. д. Словосочетание новая школа имеет в парадигме 12 форм (по числу форм существительного школа); словосочетание работает в школе имеет столько форм, сколько их у глагола работает; словосочетание богатый талантами имеет столько форм, сколько их у прилагательного — главного слова; у словосочетания очень кстати нет форм, так как главное слово кстати не изменяется.
      По морфологической принадлежности главного слова и по типу парадигмы словосочетания делятся на шесть типов: субстантивные (главное слово — имя существительное), глагольные (главное слово — глагол), адъективные (главное слово — имя прилагательное), наречные (главное слово — наречие),количественные (главное слово — имя числительное), местоименные (главное слово — местоимение). В учебнике эти типы объединены в три: именные, глагольные и наречные. Начальная форма всех словосочетаний создается начальной формой главного слова.
      5. Части речи в составе словосочетания соединяются между собой посредством трех видов связи: согласования, управления и примыкания. Вид связи предопределен особенностями зависимого слова, его принадлежностью к определенной части речи. Поэтому, определяя виды связи слов в словосочетании, целесообразнее опираться на грамматические свойства зависимого слова. Согласование — это связь, с помощью которой имя прилагательное (и все другие слова со свойствами этой части речи) обнаруживает свою зависимость в составе словосочетания. 
      Таким образом, схема словосочетания отражает грамматические свойства главного слова — его способность иметь систему форм (парадигму) и грамматические свойства слова зависимого — его способность своими формами выражать зависимость от другого слова. В схеме отражается тип словосочетания и вид связи слов.
      6. Грамматическое значение словосочетания — это отношения между его компонентами. Отношения опираются прежде всего на категориальные значения частей речи. Части речи, как известно, обозначают предмет в широком смысле (имя существительное), действие (глагол), признак (прилагательное, наречие). В соответствии с этим в словосочетании выражается три вида значений: определительное, обстоятельственное и дополнительное (объектное). Определительное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак.
      Как известно, единого определения объектных отношений не существует, поэтому в учебнике термин «объектное значение» не употребляется. Вместо него введен термин «дополнительное значение». Таким образом, в словосочетании ученик должен уметь выделять определительное, обстоятельственное и дополнительное значения. При этом терминологически мы сближаем значения словосочетаний со значениями второстепенных членов предложения (определение, обстоятельство, дополнение).
      Если грамматическое значение словосочетания совпадает со значениями частей речи, составляющих это словосочетание, то мы имеем морфологизованный способ выражения грамматического значения.  
      Однако грамматические значения частей речи в высшей степени абстрактны, поэтому грамматическое значение словосочетаний может устанавливаться с учетом других значений слов-компонентов словосочетания.  Главные и зависимые слова принадлежат к одной части речи и имеют одно грамматическое значение — обозначают предмет, будучи существительными. Но по значениям основы, то есть по категориально-семантическому значению, эти существительные распределяются по трем группам: 1) называющие собственно предмет (книга, дверь, лес), 2) называющие признак (тишина — ср. тихий), 3) называющие действие (шум, уборка).Основываясь на этих значениях, мы и устанавливаем грамматическое значение в словосочетаниях (определительное и дополнительное (объектное).
      Грамматическое значение словосочетания базируется и на более конкретных значениях зависимого слова, в частности на значениях падежных форм. Среди предложно-падежных форм существительных и среди наречий выделяются так называемые свободные словоформы. Они имеют определенное значение до контекста и сохраняют его во всех случаях употребления (здесь, всегда, в доме, около дороги, над головой, вечером, сегодня, летом и др.). В школьном учебнике используются словоформы с пространственным и временны́м значением: в городе, за городом, около города, под землей, над полем, к дому, от дома; здесь, где-то, там, везде, туда и под.; на рассвете, до обеда, после уроков, перед вечером, вчера, завтра, зимой, всегда, иногда и под. Подобные словоформы выражают значение места или времени(строили в городе, за городом, около города; строительство в городе, за городом, около города). Например, в словосочетаниях  жить в деревне, жизнь в деревне зависимая словоформа обозначает место. Это значение словоформы в деревне участвует в выражении обстоятельственного значения только в первом и втором примерах, где главное слово имеет значение действия (жить, жизнь), а зависимое — обозначает его признак. В последнем примере главное слово называет предмет, а не признак, и потому грамматическое значение словосочетания только определительное (предмет и его признак).
       
      7. Словосочетания, как и слова, могут образовывать ряды синонимов и омонимов.
      Словосочетания синонимичны, если одно и то же грамматическое значение выражается различными грамматическими формами, например: ваза из фарфора — фарфоровая ваза; посмотреть с восхищением — посмотреть восхищенно; пение птиц — птичье пение; темнота ночи — ночная темнота — темная ночь; говорить тихим голосом — говорить тихо; город сегодня — сегодняшний город. Синонимия словосочетаний помогает ученику правильно определить грамматическое значение словосочетания и разнообразит его речь.
      Словосочетания омонимичны, если одна и та же грамматическая форма выражает разные грамматические значения  (писать письмо — действие и предмет — дополнительное; писать час — действие и время — обстоятельственное;говорить с другом — дополнительное, говорить с увлечением — обстоятельственное).
      8. В учебнике среди словосочетаний выделяются неделимые словосочетания. Понятно, что они противопоставлены делимым, хотя последние специально не определяются.
      Делимым является словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически главное слово. Зависимые слова в делимых словосочетаниях конкретизируют значение главных, называя, например, признак предмета  зеленое яблоко, признак действия  идти быстро, предмет, по отношению к которому проявляется признак  добрый к детям.
      Каждый компонент такого словосочетания обладает своим значением, поэтому участвует в выражении грамматического значения словосочетания, а в составе предложения является отдельным его членом. Например, в предложении Я дарю тебе ветку с родимых полей... (В. Боков) выделяется четыре словосочетания, все они делимые: 1) грамматически главное слово является главным и по смыслу дарю тебе, ветку — главное слово — глагол, словосочетание называет действие; ветку с полей, с родимых полей— главное слово — существительное, словосочетание называет предмет); 2) оба компонента имеют свои значения и участвуют в выражении грамматического значения словосочетания (дарю чтоветку, дарю комутебе — дополнительное; ветку какую? с полей, с полей какихродимых —определительное значение); 3) каждый компонент словосочетания — отдельный член предложения.
      Неделимым называется словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически зависимое слово (дать ответ — ответить).  
      Грамматическое значение в неделимых словосочетаниях не устанавливается, в составе предложения они являются одним членом предложения. Например, в предложении Моим окном стал сад осенний... (Т. Кузовлева) три словосочетания: сад осенний, моим окном, окном стал. Последнее словосочетание — неделимое: 1) главным по смыслу выступает в нем грамматически зависимое слово окном; 2) грамматическое значение в словосочетании не устанавливается; 3) словосочетание в составе предложения является одним его членом — составным именным сказуемым.
      Умение вычленять неделимые словосочетания помогает ученику в дальнейшем определять члены предложения, выраженные такими словосочетаниями (составные сказуемые, неоднословные подлежащие, дополнения, определения и обстоятельства):   Пастушья сумка — лечебная трава.   
      Условия возникновения неделимых сочетаний различны, и пока не установлены единые основания их классификации и единое определение. В учебнике приводятся разные группы неделимых словосочетаний, например при выражении членов предложения. Среди неделимых сочетаний можно выделить следующие группы.
      1) Фразеологические: а) тришкин кафтан, бабье лето, тертый калач.
      2) Сочетания синтаксически служебных слов с инфинитивом. 
      К синтаксически служебным словам, выступающим в роли главного компонента неделимых словосочетаний, относятся фазисные глаголы (начать, продолжать, кончить, перестать), глаголы-связки (казаться, считаться, являться, делаться, становиться, оказаться, стать), слова с модальным значением (мочь, хотеть, намереваться, собираться; нужно, надо, можно, должно; намерен, обязан, готов). Слова с модальным значением принадлежат к разным частям речи, объединяются в одну группу общностью значения: они обозначают возможность-невозможность, необходимость, долженствование, намерение, т. е. выражают модальное отношение, а словосочетания с этими словами изучаются как способ выражения составного сказуемого.
      3) Количественно-именные словосочетания: три стола (т. е. столы),  
      4) Тавтологические сочетания: спать крепким сном -спатькрепко;  о слова образуют неделимые словосочетания, грамматическое значение в них не устанавливается,   в предложениях: Нас с вами заметилиСоберемся у кого-нибудь из нас. Произошло нечто неожиданное. Вошел некто в белом.
      6) Все составные наименования: Черное море, Дальний ВостокСеверная Корея, «Комсомольская правда», «Дом с мезонином», «Ваши шесть соток» и др.
      Неделимость словосочетания может обнаруживаться в составе предложения, например: Вы человек удивительный, Отец с матерью ушли в театр.
      Подобные словосочетания устанавливаются опытным путем, при анализе предложения и словосочетания. Сложные словосочетания образуются четырьмя основными способами: 1) распространением слова словосочетанием: трава у нашего дома; 2) распространением слова двумя зависимыми словами: ехать в поезде на юг, зайти в магазин за книгой; 3) распространением словосочетания словом: наш старый дом, 4) распространением словосочетания другим словосочетанием: по-юношески стройный пожилой человек, по-мальчишески звонко крикнул нам.
       При неморфологизованном способе выражения грамматического значения используется синонимия словосочетаний (самоцветы с Урала — уральские самоцветы, учусь танцевать — учусь танцам),   (бассейн для плавания, костюм для тренировки, парк при море, гостиница при вокзале — грамматическое значение определительное (предмет и его признак).   Ср. словосочетания типа поездка на Урал, отдых в Крыму, где, кроме определительного, выражено и обстоятельственное значение. В сочетаниях верность традициям, преданность делу наряду с дополнительным значением (признак и предмет его приложения)  
       
      В результате повторения словосочетаний и изучения их строения и грамматического значения учащиеся должны научиться делать синтаксический анализ словосочетаний. Анализ словосочетаний производится в следующем порядке: 1) определяем, сколько словосочетаний в данном предложении, выписываем их; 2) устанавливаем главное слово; 3) устанавливаем зависимое слово, задавая к нему вопрос от главного; 4) составляем схему; 5) определяем вид связи слов; 6) определяем грамматическое значение. Можно предложить ученику записать синонимичное словосочетание, если оно есть.

ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

      Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
Устный разбор
      В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.
      1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил какс восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «гл + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
      2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «гл. + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
      3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоим.-прил. + сущ.», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).

   

1 комментарий: